<Начало : Эффект Бабочки> |
<4E : PerAspera> |
<Начало : Фонарики> |
|
Вы же наверняка играли в какие-то настольные игры? И у них были свои цели – скупить все железные дороги, победить чудовищ, построить город красивее, чем у других игроков. И в этом случае вы в игровой форме (а значит, несерьезно, на каких-то выдуманных примерах) обретали навыки строителей, бизнесменов, смелых рыцарей и мудрых чародеев. Даже во время такой игровой формы у вас в голове чертились новые схемы того, как думать и действовать, чтобы прийти к цели. Вы принимали какие-то игровые решения и могли увидеть, насколько они правильны и полезны для вас в той или иной ситуации.
А еще вы получали опыт. Опыт взаимодействия с другими игроками. Наблюдали за тем, как они реагируют на вас и ваши действия, могли изменить свою стратегию и тут же увидеть, как это отразится на происходящем в целом. Несмотря на то, что игра казалась вам просто веселым времяпровождением, для вашего мозга она была бесценными уроками, тренировкой перед будущей жизнью.
А теперь представьте, что такой вот игре еще можно перед началом приписать какой-то смысл. Связать ее с тем, что сейчас вас волнует и заботит в вашей реальной, вполне себе взрослой жизни. И дальше этим смыслом будут пропитаны все игровые события. Т.е. вовлекаясь в игровой процесс, вы можете наложить карту какой-то части вашей жизни на симулятор этой жизни (всего на несколько часов, пока длится игра). И посмотреть, а что из этого может получиться.
Вы все также, как и в детстве, обретаете в игре недостающие в жизни навыки. Вы можете со стороны через несерьезную игровую ситуацию увидеть то, что причиняет вам в реальной жизни боль, как бы со стороны. И решить ее как игрушечную. Но для вашего мозга все будет как по-настоящему.
Несмотря на то, что вы будете все время помнить, что это лишь игра, мозг в это время на всю катушку будет использовать это игровое пространство. И анализировать, делать выводы, искать решения или впадать в ступор.
И вот для этого нам нужен (а что, я еще ничего не сказал о нем?) хороший ведущий. Он поможет из такого ступора выйти и поддержит в сложной ситуации вопросом. А еще он может предложить на чем-то акцентировать свое внимание, показать какие-то детали, которые мы сразу не разглядели сами. И вообще, хороший ведущий много чего может и главное – знает, когда и как это использовать, чтобы во время и после игры вы продвинулись в решении своей проблемы.
И вот это и называется психологической трансформационной игрой, а в модели 4Е – игровой мастерской.